Холод заменяет в вашем теле плохой жир на хороший

22 марта 2018 года, 18:37

Ученые из Университета Ноттингема (University of Nottingham) выяснили, что низкие температуры могут активировать «хорошее» жирообразование в организме на клеточном уровне.

Исследование показало, что бурая жировая ткань в организме не «запрограммирована» появляться только в первые годы жизни, как считалось ранее. Даже в зрелом возрасте на клетки оказывает влияние окружающая среда, меняя тип образующегося жира. Эта работа может помочь лучше понять и решить проблемы, связанные с ожирением и обменом веществ, и разработать новые способы борьбы с такими заболеваниями, как диабет.

Двухгодичное исследование было проведено доктором Вирджинией Соттиль (Virginie Sottile), экспертом в области биологии клеток и клеточной дифференциации, и профессором Майклом Саймондом (Michael Symonds).

Исследование было сосредоточился на том, как именно организм решает, формировать ли «хорошую» бурую жировую ткань, которая вырабатывает тепло, а также помогает регулировать уровень сахара в крови, или белую жировую ткань – «плохой» тип жира, который хранит энергию и накапливается, вызывая увеличение веса с течением времени.

«Бурый» жир встречается чаще всего у младенцев и животных, способных впадать в спячку – как один из природных способов сохранять тепло. Однако в последние годы ученые обнаружили, что у взрослых также есть небольшое количество бурого жира, и что организм сохраняет способность его формировать при определенных условиях.

«Уже довольно давно известно, что воздействие низких температур может способствовать образованию бурого жира, но механизм этого процесса пока еще не обнаружен. Триггером, то есть спусковым крючком этого процесса, до сих пор считали реакцию нервной системы на изменения в нашей диете, когда нам холодно. Однако наше исследование показало, что даже при довольно умеренных изменениях температуры наш организм может активировать стволовые клетки таким образом, чтобы образовать бурый жир. Хорошая новость заключается в том, что наши клетки не запрограммированы заранее на образование плохих жиров, и стволовые клетки могут реагировать в правильную сторону, если мы воздействуем на них соответствующим способом», - рассказала доктор Соттиль.

Ученые провели эксперимент in vitro над стволовыми клетками, постепенно снижая температуру. Оказалось, что когда температура  упала до 32°C, это вызвало производство бурых жировых клеток.

«Эта новый подход имеет преимущество по сравнению с предыдущими экспериментами на грызунах, поскольку мы смогли более точно изучить, как снижение температуры влияет именно на человеческие клетки. Мы могли бы даже использовать собственные клетки пациентов для разработки индивидуального подхода к более эффективному лечению диабета».

Ученые предполагают, что в будущем люди, которые стремятся похудеть, уменьшая свои запасы белого жира и увеличивая процентное содержание коричневого жира, возможно, смогут для этих целей использовать низкие температуры.

«Следующим шагом в наших исследованиях является поиск фактического «переключателя», который позволяет реагировать на изменение температуры в окружающей среде. Таким образом, мы сможем идентифицировать лекарства или молекулы, которые могут искусственно активировать один и тот же ген и обмануть организм, заставив производить больше «хорошего» жира и меньше «плохого», - заключили исследователи.